ИИ в образовании: новый игрок на поле знаний
Эй, привет! Сегодня хочу поговорить о такой горячей теме, как искусственный интеллект в образовании. Пока мы с вами этим занимаемся, нейросети потихоньку захватывают мир, а значит, и школу с вузом не обошли вниманием. Расскажу, как ИИ помогает, или наоборот, мешает нашим детям учиться. Ну или нам самим, если вы старшекурсник или вечный студент (вы что, думали, это хроническое?).
Как ИИ помогает студентам и учителям
Одно из самых крутых применений ИИ в обучении, прям находка для всего, что связано с «лягушатниками» — персонализация учебного процесса. Нейросети позволяют адаптировать программы под каждого студента. Помните, раньше уроки истории зевоту вызывали? А с ИИ можно сделать так, чтобы каждое дите получало материалы в любимом формате — будь то анимация или интерактивные комиксы. Круто, да? Не раз про это адаптивное обучение мечтали!
Но это еще цветочки. Учителя тоже получают своего рода помощь. Вместо очумелой головы, занятой проверкой ста и одного эссе, нейросеть может предложить вполне конкретные рекомендации, как улучшить то или иное задание. А как же ученики? Они могут заниматься сами, а система подскажет где ошиблись. Практически на автопилоте.
А если совсем честно, есть и вовсе фантастические инструменты. Например, голосовые помощники, которые смогут прочитать с сонной хрипотцой лекцию на утренней пегеоме. И не просто прочитать! Могут вопросы затащить в материал и более менее смысленно ответить на них. Например, беру пару готовых решений: MyBuddy и AltBot — такие вот голосовые box’s.
У всех нас, конечно, есть свои страхи. Учителя волнуются, что их заменят машины, а дети — что их оценки тоже определит ИИ. Ну то есть, переживают, что их оценки будут оценивать машины на автомате. Но ведь до этого мы тоже переживали?
Дистанционное обучение: и тут ИИ в деле
Вспомните далекий 2020 год, когда школы и университеты перешли на удаленку с извинением за Интернет, за идею и прочее. Тогда все стало по-настоящему интересно. Но сейчас ИИ стал тем спасителем, которого ждали, но никто до конца не понимал, как им пользоваться. Ведь ИИ не просто таскает за нас рюкзак с учебниками, но и позволяет учиться буквально из любой точки мира.
Спасибо большим платформам вроде SkyEng или Учи.ру, которые внедрили нейросети. Они не только воспроизводят курсы, но и оценивают успеваемость, разбирают ошибки и даже корректируют траектории обучения. Да, у школьников теперь есть личные тьюторы-айтишники. Ну, почти.
Что касается вузов, то и здесь ИИ нашел свои просторы. Профессора собирают данные, анализируют понимание материалов. Да так, что иной раз и сам себе завидуешь такой продвинутости. Разработки на базе нейросетей позволяют интегрировать AI-технологии в профили обучения и исследовательские проекты.
А как же родители?
Ну и, конечно, родители не остаются в стороне. Мы все знаем, что к каждому ребенку не приставишь гувернера с помощью: «Пиши прописные буквы, Гаврюшка!» — зато ИИ может помочь и в этом. Приложения на базе ИИ могут следить за успехами детей, давать подсказки и рекомендации, какие темы провалены, а где можно отпраздновать успех.
Конечно, помним о платформенных решениях — например, такие, как российская "ЯКласс". Там не только обучают, но и, благодаря ИИ-алгоритмам, подбирают материалы так, чтобы и сам папа с мамой в теме были, и денежку сэкономить, если что.
Так и живем: в некоторых школах борются с ИИ с огнетушителем, в других — раскатывают ковровые дорожки и говорят: «Заходи, дорогой!». Ну что, пока на этом пауза. Ох, уж этот ИИ, далеко не последнее о нем услышали!
Занимаешься бизнесом и хочешь узнать о внедрении нейросетей в бизнес и маркетинг? Подпишись на наш Telegram-канал: https://t.me/jopotology
Телеграм-бот с 60+ нейроинструментами. Тексты, картинки, видео, все самые ТОПовые модели тут, забирай: https://t.me/syntxaibot?start=aff_327084702
Непредсказуемые последствия внедрения ИИ
Но как обычно бывает в мире технологий, не все так гладко. В каждом инновационном решении, особенно в образовании, можно найти свои подводные камни. Например, пока одни АИ дружат с детьми, другие могут проявлять «творческие» способности в том, что касается оценивания. Вот сделай ты ошибку в тесте по математике, а ИИ, который ее проверял, не учел, что у тебя экзистенциальная драма в голове. Результат на выходе: непредсказуемое число «2» вместо ожидаемого «12». Вопрос — как учиться дальше, если нейросеть так всегда шохнет?
Зависимость от технологий
Одним из самых больших минусов является зависимость от технологий. Конечно, ИИ может предложить тебе 3000 способов обучения и помочь с исправлением, но, если вдруг система сломается или выйдет из строя, поверь, ты весело проведешь время, чешуя репку. Как многие дети уже зазубрили: «Как много можно пережить в облаке, когда оно просто улетело в закат!»
Решение найти сложно. Говорят, чтобы не питать зависимость, надо помнить о старых добрых учебниках. В идеале — разумно комбинировать методы: умные технологии для помощи и традиционные подходы для основной базы. Этот пункт тоже очень важно иметь в виду.
Проблема с акцентом на AI
Представьте себе, что учитель поясняет, как решать задачи, а дети уже думают, что все вопросы решит ИИ. Да, забыв о том, что экзамены будут проводиться без помощи нейросетей. Проблема в том, что если вся система образования будет ориентироваться только на решения от ИИ, мы рискуем потерять понятия базовых знаний. Причем здесь самообразование, когда отработанный алгоритм на любом экзамене может хлестнуть по лицу?
Опять же, в ЗОЖ знаний эту искуственную интеллигенцию тоже можно отнести. Дайте детям разбираться самостоятельно, а не просто ориентируйтесь на приложение, которое помимо проверки заданий еще отвечает на вопросы вида «Почему Рим пал?» Это как тестовые задания с вариантами: «исторические победы и нейросеть». Всем же приятно знать, что еще остались тома с настоящими знаниями.
Будущее ИИ в образовании
Что ж, в целом, нас ждет интересное будущее, и оно очень неопределенное. В школах все больше экспериментируют с различными моделями обучения и погружаются в нейросеть. Попробуйте представить, как через пару лет ваш ребенок будет заниматься с ИИ-учителем, а не с живым педагогом (пока не исключим нормативные акценты, не так ли?).
Кто знает, может, к 2030 году появится уже и индивидуальная программа, способная спокойно общаться с учениками и обучать их за чаем и печеньками. Но ведь за чаем все-таки не только в учебниках!
Но не забывайте: помимо перспектив, всегда нужно zwiggy до той точки, где традиции и инновации могут прекрасно сосуществовать. Тут, правда, главное — не смешивать академическую масть с искусственным интеллектом.
Резюмируя, как бы вы не крутили ситуацию, восприятие ИИ — это вопрос о том, как сбалансировать технологии и человеческий подход. Кроме того, работа с ИИ не отменяет необходимости развивать «мягкие» навыки, критическое мышление и умение взаимодействовать с другими людьми. Это у вас на первом месте в любой из ситуаций.
Хотите больше о внедрении нейросетей в бизнес и маркетинг? Подпишитесь на наш Telegram-канал: https://t.me/jopotology
Хотите генерить идеи контента для соцсетей, сайта и блога? Забирайте решение тут: https://clck.ru/3G3asi
Телеграм-бот с 60+ нейроинструментами. Тексты, картинки, видео, все самые ТОПовые модели тут, забирай: https://t.me/syntxaibot?start=aff_327084702